Блеск и нищета автогонок.
Представьте себе тихую улицу одного из городов на Западном побережье США. Все спокойно, редкие прохожие неспешно прогуливаются по тротуарам, а где-то рядом плещутся океанские волны. И вдруг вся эта идилия разрушается десятком спортивных автомобилей, которые с ревом и грохотом проносятся в непосредственной близости от перепуганных обывателей, оставляя за собой осколки стекла, куски выхлопных труб и фрагменты трамблеров.
Победа любой ценой-вот лозунг San Francisco Rush. Акселератор- в пол, музыку-на полную катушку. Здорово, да? Вот только после двух-трех заездов первоночальный энтузиазм исчезает без остатка. Конечно, сам факт того, что ты едешь по улицам города на спортивном автомобиле, вселяет радость. Но ведь хорошо ездить еще лучше! А этого обстоятельства авторы игры как раз и не учли…
Немного философии.
Порадоксально, но факт: чем менее реалистичен симулятор, тем интереснее в него играть. Подобное утверждение может вызвать бурю протестов, но давайте объективно и беспристрастно сравним автосимулятор А, в котором скрупулезно воспроизводятся малейшие технические нюансы настоящих гонок, и начисто лишенный подобных изысков автосимулятор В. И что же мы видим? В первом случае малейшая ошибка грозит вам вполне реалистичной поломкой сцепления либо не менее реалистичным столкновением со стеной и последующим досрочным окончанием заезда. Для того чтобы проехать несколько кругов по незатейливой трассе, от вас потребуется виртуозное владение геймпадом. В свою очередь, симулятор В прост и незатейлив: коробка передач работает в автоматическом режиме, а уж если машина врезается на полном ходу в бетонное ограждение дороги, то тут же отскакивает от нее, как резиновый мячик, и спокойно продолжает свой путь. Управление автомобилем осуществляется с помощью четырех кнопок, причем одна из них, а именно тормоз, почти не используется. Да и зачем он нужен, если вы и так вписываетесь в самые крутые повороты на скорости 200км/ч. Весело, зрелищно и просто. Тем, кому пришлась по душе концепция абстрактного автосимулятора В, должна понравиться идея вполне конкретного автосимулятора San Francisco Rush.
Сценарий прекрасен своей простотой: вам дается на выбор четыре машины, которые различаются исключительно по своим скоростным качествам и удобству в управлении. Никаких там экзотических «Ламборджини Дьябло» или «Мзератти Мистраль»-машины носят по-оруэлловски простые и доступные наименования типа Beginner или Expert. Короче говоря, это всего-навсего обычный выбор уровня сложности, замаскированный под столь любимый всеми нами процесс подбора автомобиля. Вот на этом-то моменте у вас и появляются первые сомнения в оправданности подобной простоты.
Хочется просмотреть десяток разноцветных машин, с толком и расстановкой изучить их характеристики, и выбрать одну-единственную и любимую. Классическую «Феррари Тестароса» или «Макларен» там какой-нибудь. Ан нет: вот тебе машина марки Advanced, вот тебе автоматическая коробка передач… На этом технические полностью исчерпываются. В добрый путь!
Летающие автомобили.
Что путь грядущий нам готовит? Да ничего хорошего. Слабый проблеск надежды появляется в момент выбора трассы, когда вам предлагают прокатиться по нескольким этапам, пролегающим в центральном районе города Сан-Фрациско. Все пейзажи, по уверениям авторов, разрабатывались на основе реального ландшафта города, и виртуальные улицы всеми своими изгибами и поворотами должны, по идее, повторять настоящие. На деле же оказывается, что все эти навороты абсолютно излишни, потому как графическое решение автосимулятора San-Francisco Rush является схематичным и неубедительным. Графика в игре откровенно слабая, а дизайн абсолютно непродуман. Ну как можно ехать по улице города со сколько-нибудь серьезной скоростью, если видимость на дороге ограничивается примерно десятью метрами? Причем все засады, которые устороили вам изобретательные авторы игры, срабатывают просто отлично. Если где-нибудь на трассе встречается участок, на котором проходят дорожные работы, то будьте готовы к эффектному вылету с моста. Потому что в Сан-Франциско дорожные работы ведутся исключительно на мостах, и нигде более. Предупреждающие знаки сшибаются еще до того, как их успеваешь заметить, после чего ваша машина начинает вести себя как заправский «Бэтмобиль». Все-таки будем справедливы-прыжки на машинах в этой игре заслуживают если не «Оскара», так «Золотого медведя». Правда, у настоящей, даже очень хорошей, машины после пары подобных приземлений подвеска рассыпалась бы от моста «Золотые ворота» до Музея изящных искусств. А движение, прерываемое такими масштабными трюками, контролировать очень нелегко, даже на самом первом уровне сложности.
Мне выдалась возможность поиграть в San Francisco Rush, используя джентльменский набор в виде руля и педалей. Такое добавление обычно действует самым позитивным образом. И что же? Да, это, конечно, помогло, но не очень. Напоминает игровой автомат середины восьмидесятых годов, где вроде бы и руль есть, и дорогу видно, но играть скучно. В общем и целом, San Francisco Rush мало чем выделяется из огромного количества средненьких автосимуляторов. Подобные игры подразделяются на два больших класса: интересные и не очень. Углубленное исследование показало, что San Francisco Rush может быть смело отнесен ко второй группе.
Звуки и стуки.
Музыкальное сопровождение игры наводит на мысли о любительской студии, элементарном сэмплере, подержанной миди-клавиатуре и паре студентов-компьютерщиков, которые в свободное время занимаются написанием бесхитростной музыки.
Особенно умиляет завидное постоянство, с которым авторы саундтрека всюду, к месту и не к месту, замиксовывали возглас: «Рашшш…». Помните, мол, во что играете, «Рашшш…» все-таки, а не Need for Speed какой-нибудь.
И даже то обстоятельство, что звук двигателя был собственноручно записан неким Девидом Рейзнером, вряд ли сможет существенно исправить впечатление от игры. Возможно, этот Девид Рейзнер является заметной фигурой в мире автогонок, поскольку его имя фигурирует на обложке San Francisco Rush совместно с названиями фирм-разработчиков, но, согласитесь, невесело играть в автосимулятор, который можно похвалить только за хорошо прописанный шум двигателя. Как бы сказал Девид Линч, Девид Рейзнер-это не Трент Резнор, и я бы в этом с ним согласился. Бодрящие аккорды Nine Inch Nails значительно оживили бы эту занудно-однообразную игру. Однако в San Francisco Ruch есть и свои положительные стороны. Неплохо, например, сработаны взрывы. Вот врезается машина на хорошей скорости в стену магазина, и тут-раз!-взрыв. Гулкий, мощный, реалистичный. Потом автомобиль помигает пару секунд,-и к вашим услугам новая машина. Просто и со вкусом.
Классические автосимуляторы и модернистские гонки.
Так чего же ждать любителям веселых и динамичных автогонок от индустрии видеоигр? По моему, прогноз оптимистичен. Тот же San Francisco Rush сделан с применением последних графических разработок, поддерживает аналоговый контролер, руль и педали. Другой вопрос, что авторы плохо спроектировали энджин, и все высокотехнологичные ухищрения не смогли исправить ситуацию. А прогресс все движется, террориста- интеллектуала, взрывавшего разработок новых технологий, недавно поймали умные парни из ФБР, и ничто теперь не сможет стать на пути у создателей все более и более изощренных видеоигр. Так что ждите новых зрелищных релизов. А что касается San Francisco Ruch, то нам остается лишь констатировать, что разработчики имели все возможности для создания хорошей, увлекательной игры, но, к сожалению, выбрали далеко не лучший путь для реализации вполне приличного сценария.
Смотреть видео из игры «Sun Francisco Rush: Extreme Racing«:
Похожие игры: