Король умер, да здравствует король!
В то время как Resident Evil, родоначальница самого понятия survival horror, подверглась уделу любой удачной капкомовской игры (жуткая участь — быть затиражированной до смерти), пальму первенства в жанре игровых ужасов перехватила Konami.
Знакомство с ее детищем Silent Hill вылилось для многих геймеров в 12 самых странных часов, проведенных за PSX (по крайней мере, так было до релиза Simpsons Wrestling). Долгожданный сиквел для PS2 возвращает нас в гротескный мир гнетущих кошмаров, кропотливо сплетенный режиссером Масаси Цубоямой (Masashi Tsuboyama) и его единомышленниками, по которым на родине давно обплакались все психиатрические лечебницы. Предупреждаем: в Silent Hill 2 не играют — им испытывают себя на прочность.
Уборная с видом на…
Выходные стартуют из рук вон плохо. Наш герой Джеймс Сандерленд (James Sunderland) уставился на свое изображение в зеркале посреди самой антисанитарной общественной уборной Западного полушария. Мало того, совсем скоро этот туалет покажется вам 5-звездочными апартаментами по сравнению с остальными местечками, ожидающими вас впереди. Темнота, грязь и плотная пелена тумана — таким предстает перед приезжим затерянный в лесах Новой Англии городок Сайлент Хилл. Другой бы на месте Джеймса плюнул да вернулся домой, от греха подальше. Но он, видите ли, разыскивает жену,, приславшую отсюда письмецо: мол, любимый, жду. Загвоздка в том, что женушка уже три года как скончалась. И правда, как быть парню? Вместо того чтобы проведать доброго доктора, Сандерленд отправляется прямиком на встречу с супругой в «особенном месте», оказывающемся кучей полуразрушенных зданий посреди города-призрака. Любовь, как видите, та еще стерва.
Москва-3, Арзамас-16.
Обретя порядковый номер и перебравшись на новый формат, знакомый городок чувствует себя более чем вольготно. Первая часть с капитально улучшенной графикой, чуть подправленной игровой механикой и, разумеется, свежим сюжетом (от которого кровь стынет в жилах, а мозги норовят завиться в спираль) — вот что такое SH2. Запустите этот диск на большом телевизоре в темной комнате, предварительно надев наушники, и через пять минут вы пулей выскочите за дверь дышать свежим воздухом и обниматься с первым встречным домочадцем. А телевизор отвернете экраном к стене — так, на всякий случай. Потому что страшно. Помните, чем нас обычно пугал Resident Evil? Идешь, вроде все тихо, и вдруг… КАК ВЫПРЫГНЕТ злая собака! «Вах!» — вздрагиваешь ты и тут же отправляешь ее на райскую псарню метким выстрелом из базуки. У «Сайлент Хилла» подход принципиально иной: практический осязаемый ужас постоянно нагнетается самым искусным образом, редко воплощаясь во что-то конкретное. Расслабляются в других играх. Здесь же царит тягостная атмосфера клаустрофобии, каждую секунду грозящая вогнать геймера в настоящую панику.
Покой нам только снится.
Как мы уже писали в предыдущих номерах, отличительная черта города — знаменитый туман, подвергшийся кардинальной переработке. В прошлом удобный инструмент маскировки недостатков графики, теперь он стал полноправным участником многих событий игры. Туман не просто присутствует в кадре, он словно живое существо — постоянно пребывает в движении, вихрится, меняет свою насыщенность. Отступает, открывая взору какую-то деталь пейзажа, автомобиль, здание, или, наоборот, окутывает вас, снижая видимость до пары шагов.
Батенька, контролируйте себя!
Управление в целом почти не изменилось. На кнопки L1 и R1 возложена удобная функция стрейфа. Нажав на «крестик», вы заставите Джеймса совершить пробежку метров десять, после чего тот останавливается и демонстративно страдает одышкой. С помощью «кружка» можно забраться в меню инвентаря. «Треугольник» вызывает подробную карту местности, а кнопка R2 — боевую стойку. «Квадрат» при зажатой R2 — стрельба из подручного оружия или удар дубинкой /доской, без нее — способ взаимодействия с окружающей средой. Аналоговые ручки можно настроить под схему управления в духе RE (героя надо позиционировать лицом в требуемом направлении, прежде чем придать ускорение) или Devil May Cry (куда ты ткнул, туда Джеймс сразу и отправился), что не в пример удобнее.
Создается навязчивое ощущение, что клубящиеся испарения повинуются кому-то невидимому, ведущему Джеймса (и вас) по городу наподобие марионетки. Так оно, впрочем, и есть… Безусловно, здесь мы видим наилучший способ использования тумана в видеоигре. В деле нагнетания атмосферы помогает множество мелочей, перечисление которых заняло бы не одну страницу. Внутри зданий мутная белесая пелена сменяется непроглядной тьмой, ваш слабенький нагрудный фонарик еле-еле выхватывает из зловещего мрака очертания близлежащих предметов. Можно спокойно пройти мимо застывшего в нише монстра и не заметить его… да что там — с таким освещением монстры начинают мерещиться в каждом углу! Конечно же, нельзя не упомянуть и звук. Не музыку(ее-то как раз очень мало), а именно звук. То есть звуки. Ибо их много, и все они одинаково душераздирающи. Только Джеймс заберется в какой-либо безопасный на вид уголок, как непременно заверещит радиоприемник (как и раньше, взрывающийся помехами при намеке на грозящую опасность), а за спиной героя раздастся непереносимый скрежет, тошнотворный хруст или зловещий звон, дающий понять: КОЕ-КТО уже совсем рядом.
Побег из кунсткамеры.
Представьте себе Мэрилина Мэнсона в полном обмундировании вместе с ботинками на полуметровой платформе, а вокруг него мягкая мебель. Представили? Теперь засуньте его в смирительную рубашку, прокатитесь по несчастному на машине, облейте бензином, подожгите, выждите минут десять и выпускайте проветриться. Примерно так и будет выглядеть первое существо, желающее тесно пообщаться с Джеймсом. Спекшийся переломанный урод тихонько подвывает, исторгая из пасти в животе ядовитую желчь. Игра предлагает гуманно упокоить его при помощи выломанной из забора доски. С маленьким штрихом в виде торчащего на конце гвоздя — специально для того, чтобы добить исчадие ада, которое после получения ощутимых ранений еще долго брыкается в конвульсиях, обильно фонтанируя всевозможными жидкостями. Вот уж воистину, зрелище не для слабонервных. Вот он, ладно скроенный игровой кошмар — сжирает все свободное время, затягивает, поглощает тебя, превращая в трясущегося от ужаса заику-параноика. Редкие игры обладают подобной силой — Doom, Resident Evil, Disney’s Little Mermaid, — и будьте уверены, в случае с Silent Hill 2 мы имеем дело с достойной продолжательницей традиций. Занимая свои места в очереди на свидание с Джеймсом, где-то неуклюже толпятся связанные висельники, подергивающиеся манекены, тараканы-переростки, вездесущий выводок гигантской моли, обезличенные (в том смысле, что совсем без лица) медсестры и даже жутковатые товарищи с пирамидальными головами. Кстати, враги передвигаются таким образом, словно открыли в себе замечательную способность ходить ровно за пять минут до вашего появления и не успели как следует освоиться с обретенным даром. Большинство из них вызывает в играющем смешанные чувства брезгливости, страха и жалости. Словом, настоящий кошмар.
Клиника это где всех клинит.
Сложные погодные условия, постоянная какофония в ушах и целый паноптикум фриков-инвалидов вокруг. Что дальше? Удивительно, но в Сайлент Хилле сохранились кое-какие коренные обитатели. Только, милый читатель, не подумай, что данный факт девает жизнь Джеймса сколько-нибудь проще. Совсем наоборот. Люди ведут себя так, как и положено местным жителям: совершенно неадекватно. Загадочная девица Мария — близнец-антипод джеймсовой покойной жены, тронувшийся умом забулдыга Эдди, пугающе умная для своих лет девочка Лаура — подобравшаяся компашка меньше всего напоминает добропорядочных граждан, которых застиг врасплох случившийся в городе таинственный катаклизм. Такие у вас будут спутники в путешествии по кладбищам и больницам, а главное, «темной стороне» Сайлент Хилла — слишком неприятном месте, чтобы описывать его здесь. О таких вещах вообще не принято рассказывать.
Кто-нибудь пошлите за Рубиком!
Головоломки, коими кишит SH2, бывают разные. От совершенно элементарных (переставьте местами камешкй/Аёрёдёиньте статуи — дверка покроется) до тех, что способны своей алогичностью завести в тупик Каспарова на пару с «Дип Блю». Вот вы бы стали, например, искать монету именно в старой детской коляске на дне бассейна, окруженного демонами? Что, серьезно? Поздравляю, вам будет ощутимо легче, чем остальным: мозги вывихнуты удачно. Обделенные судьбой могут выбрать уровень сложности пониже (всего степеней навороченное™ загадок три, кроме того, появится усиленный режим Riddle, когда пройдете игру). В любом случае, готовьтесь надолго застрять на парочке головоломок, от которых Шерлок Холмс в бессильной ярости проглотил бы свою трубку. Игроков ожидают пять сильно разнящихся концовок, ряд секретных предметов и видов оружия вместе с обещающей быть крайне популярной в узких кругах бензопилой. Чтобы получить от «Сайлент Хилла» все, не избежать нескольких повторных прохождений… Если, конечно, вы захотите пережить все события снова. Кому-то ведь за глаза хватит первого раза.
Не забудь смену белья…
Создатели незабвенной Resident Evil явно вдохновлялись классическим фильмом «Ночь живых мертвецов». В таком случае Silent Hill можно назвать «Твин Пиксом» игрового мира — за исключением хорошего кофе, все элементы на своих местах. Вернее, почти на своих: гремучая смесь гнетущей атмосферности и действующих лиц с явными душевными отклонениями отвезена далеко в лес, жестоко умерщвлена, расчленена, зарыта и впоследствии эксгумирована. Если персонажи сериала от Сарсот брали уроки актерской игры у наших «русификаторов», герои SH2 ведут себя крайне убедительно, с самого начала заставляя поверить в тошнотворную реальность происходящего. Сидя с джойстиком в руках, постоянно гасишь порывы прекратить самоистязание, выключив приставку… побеждает острое желание узнать, что же произойдет дальше. Налицо итог: хотя Konami не устроила революции в рамках конкретного жанра, Silent Hill 2 с полным правом можно считать не просто гармоничным развитием первой части, а новым эталоном survival horror — игр для крепких умом и желудком. Качественный, дорогой и запоминающийся проект, сделанный с огромным вниманием к деталям. Вдобавок, другой игры, способной ТАК напугать, на PS2 (а возможно, и на приставках вообще) просто не существует. Без шуток.
Засим разрешите откланяться, но тема игровых ужасов одним только обзором Silent Hill 2 не заканчивается. Специально к выходу игры мы хотим приурочить уникальную статью эксперта: впервые за свою историю ОРМ сотрудничает с детским психологом. Автор статьи (кстати, успешно прошедшая в свое время первую часть Silent Hill) познакомит вас со своей точкой зрения на предмет насилия в видеоиграх, далеко не во всем совпадающей с тем, что мы обычно слышим от некоторых «специалистов».
Жанр: survival horror
Издатель/Разработчик: Konami/Team Silent (КСЕТ)
Количество игроков: 1
Альтернатива: серия Resident Evil
Похожие игры: