Какой странный город…Его улицы затянуты непроглядным молочно-белым маревом, а высоко в небе, подобно лихорадочному румянцу на щеках больного, расплывается малиновое Солнце. На первый взгляд, все тихо и спокойно. Однако в этой тишине чувствуется нечто зловещее. Какое-то смутное внутреннее напряжение.
Гарри Мейсон осторожно подошел к зданию городской школы. Звук его шагов отдавался гулким эхом в тишине пустынной улицы. Крепко сжимая рукоять пистолета, он окинул взглядом фасад школы. Темные окна здания были подобны глазницам черепа; дом был мертв. В нем не было ничего живого, как впрочем, и во всем этом проклятом городишке. Хотя, подождите…Откуда-то из глубины школьного здания донесся тихий, еле слышный звук. Гарри передернул затвор, подошел к двери и медленно нажал на ручку. Дверь отворилась, и глазам Мейсона открылся длинный темный коридор…
Не правда ли, все это чертовски напоминает повесть Стивена Кинга «Туман»? Впрочем, это вполне естественно: по утверждению разработчиков игры Silent Hill, в минуты творческого кризиса они черпали вдохновение из книг Лавкрафта и Кинга. Я уверен, что будь Говард Филипс Лавкрафт жив, то он обязательно пришел-бы на Konami, пристально посмотрел бы в глаза местных программистов и крепко пожал бы им руки. А автора сценария он бы еще и по плечу похлопал. Умри, мол, Грибоедов, лучше уже не напишешь. Насчет Кинга у меня такой уверенности нет, он-то сноб известный, таких еще надо поискать. Не будет он руки программистам жать, хотя, в отличие от Лавкрафта, такая возможность у него имеется. Но ребята с Konami не гонятся за всякими сомнительными почестями, в конце концов, все это суета сует и ярмарка тщеславия. Им достаточно сознания того, что они сделали самую лучшую готическую игру всех времен и народов. Этакого Resident Evil 2 killera. Игру, которой нет равных по изощренности графики и драматичности действия. Игру, в которую лучше не играть тихой безлунной ночью. Одним словом, они создали Silent Hill.
Сюжет игры на удивление прост. Все начинается с того, что Гарри Мейсон, основной положительный персонаж игры, попадает в автокатастрофу. Причиной этого стала маленькая девочка, которая неожиданно выбежала на дорогу прямо перед его автомобилем. Что это за девочка? Почему она посреди ночи оказалась на шоссе? Это только два из сотни вопросов, с которыми вам придется столкнуться по ходу игры.
Гарри резко крутанул руль, и старенький «Форд», слетев с шоссе, несколько раз перевернулся, после чего с грохотом рухнул на придорожную обочину. Когда Мейсон очнулся, то обнаружил, что его дочь, которая тоже находилась в машине, бесследно исчезла. Несчастный отец обыскал всю округу, но не нашел ничего, что могло бы навести его на след пропавшей дочери. Отчаявшись, он прекратил поиски и направился в ближайший город, чтобы написать заявление в полицию. Вы чувствуете, в какой город занесет судьба злосчастного Гарри Мейсона? Точно! Он попадет в странный и зловещий город-призрак, где улицы одеты в сумрак и туман, а среди типичных американских домов шастают монстры, похожие на химер и горгулий с Нотр-Дама. И, что самое непонятное, в городе не видно никаких следов присутствия людей. Мейсон, естественно, в шоке. И тут, на его счастье, в городок заглянула женщина-полицейский. Внешне она напоминала известную женщину-врача с небольшим уклоном в сторону Лары Крофт. Девица, понятно, тоже пришла в шок, но собрала в кулак всю свою волю и сделала то, что и должна была сделать образцовая женщина-полицейский. Она уехала за подмогой, и предварительно снабдив Мейсона пистолетом системы «Смит энд Вессон». Хороший полицейский пистолет тридцать восьмого калибра. Отличная пушка. Попутно Гарри обзаводится портативным радиоприемником, который начинает фонить каждый раз, когда в радиусе десяти метров появляется монстр. И вот Мейсон выходит на улицу: пронзительная тишина, предательски громкий звук шагов, угрожающее шипение радиоприемника и туман, туман, туман…
Основное достоинство этой игры-это атмосфера легкого, но постоянного напряжения, подобная той, какую обычно создавал в своих фильмах Альфред Хичкок. Это нечто удивительное. Поставим опыт: усадите человека перед экраном телевизора, зарядите Silent Hill в приставку и засеките двадцать минут. После чего осторожно подкрадитесь к подопытному и негромко, но отчетливо скажите: «Бууу!!!». Вас ожидает потрясающее по своей выразительности зрелище: человек подпрыгнет минимум на полтора мета и издаст весьма колоритный вопль. И это будет вполне естественной реакцией, потому что разработчики Silent Hill сумели собрать в одной видеоигре кучу мелочей, из которых, собственно, и складывается атмосфера мистического триллера.
Как я заметил, немалую роль в этом сыграло звуковое сопровождение игры. Например, иногда тишина прерывается звуками работающего насоса, какими-то шорохами, поскрипываниями и постукиваниями. Но, в основном, все звуки сливаются в тихий-тихий гул, на фоне которого шаги Мейсона звучат по-особому отчетливо. Вот он побежал, и его шаги стали громче и быстрее. Он остановился, и мы слышим его тяжелое дыхание, которое, впрочем, через минуту вновь станет ровным и спокойным. А шипение радио, которое нарастает по мере приближения к монстру, вполне может довести впечатлительного человека до нервного срыва.
Silent Hill является готическим adventure до мозга его виртуальных костей. В этой игре присутствуют все основополагающие элементы этого жанра, так что любители классических бродилок должны остаться довольны. Это еще не квест, но уже не action, это нечто среднее, объединяющее в себе интересность первого и динамизм второго. Как это выглядит на деле? Представьте, что вы стоите в узком коридоре, тусклый карманный фонарик освещает от силы пару метров пути, а из комнаты, где точно никого не могло быть, начинают раздаваться очень странные звуки. Вдруг дрожащий луч фонаря падает на какой-то листочек, лежащий на полу. Это-очередная страница из тетради Шерил, дочери Гарри Мейсона. Ваш персонаж резко разворачивается, всаживает несколько пуль в клекочущего птеродактиля и отправляется на поиски какого-нибудь ключа, попутно решая всякие головоломки. И так далее, и тому подобное. Но только не подумайте, что сюжет Silent Hill стандартен и однообразен: игра наполнена такими неожиданными сюрпризами, что только и успевай переводить дух и отмеривать очередную дозу валерьянки.
Автор сценария Silent Hill явно знал свое дело. Те, кто играл в культовую игру Darkseed, дизайн которой был разработан самим Хансом Руди Гигером, наверняка оценили ее концепцию: в каждом городе есть ничем не примечательная дверь, через которую можно попасть в антигород, некое место, где обитает Вселенское Зло. Примерно такая же обстановка сложилась в Сайлент Хилле, городке, который был столицей древнего темного культа. Таинственные обряды адептов этой религии вызвали многочисленные пространственно-временные сдвиги, причем настолько серьезные, что двери в антигород появились буквально на каждом шагу. Особенно сильное впечатление на меня произвел тот момент, когда в больничном лифте вдруг появилась новая кнопка, которая как раз и служила ключом к двери в мир иной. Совершенно неожиданно и крайне стильно.
Счастливые владельцы Dual Shock несомненно оценят ту изобритательность, с которой разработчики использовали возможности этого геймпада. Как точно подметил Эндрю Броас из журнала GameAssault, вибрация контроллера, имитирующая сердечный ритм персонажа, воздействует на подсознание таким образом, что вы начинаете смотреть на происходящее глазами самого Гарри Мейсона.
Особая роль в игре отведена головоломкам. Они не особенно сложны, но весьма красивы и разнообразны. По ходу действия ваш персонаж находит целую кучу подсказок, которые не особо полезны, но зато очень хорошо согласуются с общим стилем игры.Залитым кровью книги в библиотеке, таинственные стихотворения и прочие детали а-ля Эдгар По являются прекрасным дополнением ко всему остальному антуражу.
Хочу предупредить вас, что Silent Hill — это очень долгая игра. Не просто долгая, а очень долгая, чувствуете разницу? Такая формулировка означает, что свою дочь Мейсон получит назад минимум через шестьдесят часов. Это при том, что игра может завершиться шестью различными способами, так что хеппи — энд не является единственным возможным вариантом. Лично я ненавижу, когда разработчики пытаются продлить жизнь игре, заставляя несчастного любителя квестов или adventure проходить несколько сюжетных линий по очереди. Однако в случае с Silent Hill эта схема реализована настолько ненавязчиво, что игра начинает наскучивать только на третьем — четвертом варианте сценария.
Одним из несомненных плюсов игры является замечательная и очень техничная графика. Художники из Konami сумели создать убедительную атмосферу саспенса, наполнив Silent Hill разнообразными деталями, которые придают игре совершенно неповторимый стиль. Наибольшее впечатление лично на меня произвели те световые эффекты, которые вызывал луч карманного фонарика в сгустившемся вечернем тумане. Они были настолько реалистичны, что в первые секунды я чуть было не принял происходящее на экране за очередную интермедию. Но нет, все происходило в реальном времени, причем качество трехмерной графики было просто потрясающим. Говоря об эстетических достоинствах игры, мне бы хотелось особенно отметить прекрасную операторскую работу. Камера почти всегда показывает именно то, что нужно, причем с наиболее эффективной точки зрения. Некоторые из моих знакомых критиковали Silent Hill за излишнюю художественность, утверждая, что все эти фокусы с камерой мешают вовремя сориентироваться в обстановке и, в конечном итоге, играют на руку злым силам. В некоторой степени это так, однако нажатие кнопки L2 мгновенно исправляет ситуацию, направляя камеру в ту сторону, куда в данное время смотрит ваш персонаж.
Единственным серьезным недостатком Silent Hill является откровенно слабая система ведения боя. Конечно, мы люди культурные и понимаем, что в игре главное — это атмосфера, однако всему должен быть предел. Эти монстры просто не умеют сражаться. Я давно не видел более безобидных тварей: они просто подставляются под пули, после чего эффектно умирают. Прямо какие-то герои из шекспировских трагедий. Конечно, если враг сумеет навязать вам ближний бой, то Гарри Мейсон может серьезно пострадать. Соблюдайте дистанцию и используйте огнестрельное оружие, и тогда самые ужасные чудовища ада покажутся вам не страшнее перепелок. Проще говоря, враг прыгает на вас, вы стреляете, враг падает на землю, вы стреляете в третий раз, и бой окончен. Надеюсь, что во второй части Silent Hill, которая должна будет появиться на свет в конце следующего года, это досадное упущение будет исправлено.
Несмотря на то, что абсолютно любого монстра можно уложить несколькими выстрелами из обычного пистолета, разработчики решили снабдить Гарри целой кучей разнообразнейшего вооружения. Меч, топор, винтовка, шотган и еще десяток видов холодного и огнестрельного оружия значительно оживляют игровой процесс, внося в него значительный элемент action. В этом отношении Silent Hill очень напоминает классическую игру Alone in the Dark, в которой обилие оружия тоже компенсировало не вполне удачную систему боя.
В общем и целом, Silent Hill заслуживает весьма высокой оценки. Эта игра захватывает вас с самых первых минут, и, попав в мрачный город Сайлент Хилл, вы не успокоитесь, пока не разгадаете все его тайны. Возможно, Шинджи Миками и его команда виртуозов из фирмы Capcom сумеют превзойти Silent Hill в самой ожидаемой игре осеннего сезона, триллере Dino Crisis. Но это — дело будущего. А пока что лидерство Konami в производстве готических видеоигр является абсолютно бесспорным.
И не правы те, кто не считает видеоигры настоящим искусством. В конце концов, кино тоже когда-то было простым аттракционом, своего рода ожившими картинками. И, может быть, лет через сто в игровой индустрии появятся свои Феллини и Хичкоки. По крайней мере, Silent Hill является серьезным аргументом в пользу подобной перспективы.
Жанр: action, приключения
Издатель/Разработчик: Konami/Konami
Количество игроков: 1
Альтернатива: Resident Evil
Смотреть видео из игры Silent Hill:
Похожие игры: