Final Fantasy Tactics (FFT), несмотря на то, что построена на основе вселенной Final Fantasy и использует множество элементов боевых систем предшествующих игр серии, тем не менее, совсем непохожа ни на Final Fantasy VII, ни на какие-либо другие игры Square. Если в обычной RPG бои «всего лишь» являются неотъемлемой частью игрового процесса, то в FFT из них, собственно, и состоит вся игра. В результате ролевая часть превращается во вспомогательную линию, насыщающую до предела стратегическую сторону игры. В данном материале я постараюсь дать все необходимые советы относительно прохождения FFT, а также расскажу о тактике во всех битвах (которых в игре около 70). Разумеется, со всеми секретными местами, предметами и наиболее подробным описанием характеристик классов героев. Начнем с советов.
Перед началом каждой битвы (кроме самой первой) вы сможете выбрать персонажей для нее на специальном экране, в котором на небольшом островке земли (повторяющим по рисунку ландшафта предстоящее поле боя) вы сможете разместить некоторую часть своих войск. Как вы расставите героев перед битвой, в той же формации они и окажутся на поле боя. Однако значительно важнее не расстановка, а выбор тех членов команды, которые примут участие в сражении. Максимальное количество персонажей атакующего звена равно пяти, в некоторых битвах разрешается размещение только четырех или же разбиение их на два батальона, состоящих из одного, двух или трех героев. О количестве воинов, которых можно поместить на карту, вы всегда можете узнать из линейки, расположенной под портретом героя.
Чтобы преуспеть в дальнейших сражениях, всегда оснащайте своих героев самыми совершенными экземплярами брони, оружия и другого инвентаря. Все самые лучшие предметы обмундирования всегда можно найти в магазинах. Деньги можно потратить и другим способом — например, спустить их на покупку новых заклинаний или на продвижение героев в их классах умений. Кстати, если вы меняете навыки героя, не забудьте проверить, какое обмундирование он носит, так как некоторые классы не могут использовать определенные виды оружия и предметов, что может оставить героя безоружным в самый неподходящий момент.
Перед началом битвы обязательно проверьте, имеется ли в составе вашего войска герой, способный эффективно лечить и оживлять. Вам понадобится как минимум один такой герой, а на первых порах, пожалуй, лучше даже два или три. Ну и, конечно, обязательно нужно сохранять игру до и после каждой битвы.
Во время сражения вы можете использовать оружие или же магию. Каждый из методов имеет свои положительные и отрицательные стороны. Некоторые классы героев способны наиболее эффективно действовать именно в бою с применением оружия, другие же требуют защиты, чтобы беспрепятственно проводить множество разнообразных атак при помощи магии. Для использования оружия вам необходимо, как правило, находиться в непосредственной близости к противнику, а магические операции, как и стрельба из пистолета или лука, могут быть предприняты издалека. Во всем, впрочем, есть некоторая доля риска, так как ваш герой может промахнуться, ударить слишком слабо, вероятно также и то, что противник имеет иммунитет к определенного вида заклинаниям или атакам.
Одним из наиболее значительных нововведений в боевую систему FFT является особая вариация пошагового режима. Перед тем как герой сможет атаковать противника, он должен дождаться момента, когда он сможет набраться достаточного количества сил, чтобы совершать какие-либо действия. Время, необходимое для «перезарядки» персонажа, разделено на 100 частей и постепенно растет в реальном времени до начала каждого из ходов, а собственно ход героя называется Active Turn (AT), то есть время активных действий. Во время каждого AT вы сможете идти и предпринимать какие-либо действия (атаковать, применять магию, лечить героев или же пользоваться какими-то предметами). Если вы предприняли за AT лишь одно действие или же только передвигались, то процесс регенерации сил до 100 начнется не с нуля, а с 20. Если же вы проигнорировали все команды и просто приказали герою подождать, то восстановление начнется с параметра в 40.
Charge Time (СТ) — это то время, которое необходимо герою для генерации заклинания или произведения какого-либо действия. Слабая магия не требует длительного времени для осуществления, в то время как сложные и очень разрушительные заклинания требуют длительного времени для подготовки. В процессе «созревания» СТ остальные герои в порядке «общей очереди» могут совершенно спокойно действовать. Все это добавляет еще одно измерение в тактику боя. Если, к примеру, вражеский маг начал синтезировать заклинание Fire3, то у ваших героев еще будет иметься достаточное количество времени, чтобы успеть забить наглеца более слабыми и быстрыми приемами. Во время применения различного рода медленной магии необходимо обязательно проверить список очередности ходов каждого из персонажей, чтобы противник не успел перехватить инициативу и не смог противостоять заклинанию.
Территория в FFT также является важнейшим фактором, имеющим значительное влияние на течение боя. В том случае, если ландшафт карты плоский, беспокоиться не о чем, и дальность возможной ходьбы ваших персонажей ограничена лишь количеством клеточек. В том же случае, если ландшафт не плоский (а именно такой, как правило, и встречается), вам придется учитывать еще и способности ваших персонажей к прыжкам. Герой с Jump уровня 3 сможет прыгнуть на три этажа вверх, с первого на четвертый, но никогда не сможет прыгнуть с первого прямо на пятый — ему придется выбирать обходной путь. Также территория влияет на дальность стрельбы лучников. Наличие преграды между лучником и его целью не только значительно уменьшит силу попадания, но и может свести на нет вероятность этого попадания. Кроме того, имеется еще и некоторое количество заклинаний и атак, которые имеют ограничения по высоте.
Лечение ваших войск является первоочередной задачей на поле боя. Если персонаж умирает и в течение некоторого времени его здоровье не будет восстановлено, он оставляет после себя кристалл или сундучок, после чего исчезает на все дальнейшее время игры. Если погибает главный герой Ramza, то, соответственно, игра заканчивается. Лечить своих можно тремя различными способами. Первый — особое умение Ramza Wish, которое позволяет перенести часть здоровья от создателя заклинания к персонажу, к которому оно направлено. При этом образуется 100% выигрыш, и принявший заклинание получает вдвое больше здоровья, чем теряет тот, кто заклинание синтезировал. Далее, это стандартная магия Cure, которая в FFT может влиять одновременно на персонажей, оказавшихся в зоне действия заклинания, а также специальные Potion’ы, доступные химикам (Chemists).
В мире FFT каждый герой пользуется покровительством одного из 12 знаков Зодиака, которые в значительной мере влияют на взаимоотношения между различными персонажами, причем как дружественными, так и вражескими. Если герой атакует врага, с которым у него по знакам Зодиака хорошее соотношение, то и удар будет сильнее, настроение лучше. Плохая сочетаемость — и оба будут драться слабо, хуже обычного. Следует добиваться максимально высокой сочетаемости членов вашей команды, участвующей в бою, это может принести немалую пользу. Сочетаемость образуется по следующей схеме. Максимально же благоприятным является сочетание двух героев противоположных знаков зодиака (к примеру, Лев и Водолей), когда персонажи относятся к разным полам. Самые худшие сочетания получаются тогда, когда совершенно противоположные по знакам герои имеют один и тот же пол. Таких вместе лучше не использовать.
Параметры Brave и Faith также имеют большое влияние на поведение ваших персонажей на поле боя. Первый показывает храбрость персонажа и влияет на мощность его ударов и наиболее полное выполнение его функций на поле боя. Faith же влияет на способности героя в магических искусствах. Каждый из двух параметров изображен в одном окне с портретом героя и имеет огромное значение. В том случае, если показатель Brave высок, герой может наиболее эффективно отражать атаки и наносить удары, если же показатель этот идет вниз, герой становится боязлив и в случае особого понижения параметра, может сбежать с поля боя и даже превратиться в цыпленка, если показатель понизится до 10. За каждый ход в битве герой получает некоторое количество очков в копилку этого параметра, а искусственно его можно повысить с помощью особых заклинаний. Однако при несколько сниженном показателе Brave герой имеет больше возможностей по нахождению всяческих редких предметов, так что, как обычно, однозначности здесь нет. После каждой битвы показатель Brave сбрасывается, и новое сражение вы начнете с фиксированным начальным показателем. Параметр Faith показывает на религиозность персонажа, его веру в высшие силы и, соответственно, способности его в применении магии. При принятии защитных заклинаний персонаж с большим параметром Faith также получает большую защиту. Однако персонажи с высоким показателем Faith также могут получать больше повреждений от заклинаний противника, так как все они очень в это верят.
В некоторых случаях, после совершенного отрицательного или положительного воздействия на героя изменяется его статус, который может сохраниться на протяжении всего боя или же в скором времени исчезнуть, при этом совершая продолжительное воздействие на персонаж все время своего «приложения». Вы сможете вылечить или обратить практически любое из этих состояний, однако необходимо знать, чем это делать. Вот небольшой список, чтобы облегчить вам жизнь.
Poison — Медленно уменьшает здоровье. Может быть вылечено Antidote, Remedy или с помощью заклинаний.
Sleep — Персонаж засыпает и не реагирует на команды. Лечится Remedy, использованием магии или любой атакой.
Silence — Персонаж не может использовать магию. Лечится Echo Grass, Remedy или магией.
Darkness — Уменьшается процент удачных попаданий. Лечится Eye Drop, Remedy или магией.
Confusion — Заставляет персонаж двигаться и действовать случайно, использовать магию и атаковать своих и чужих. Лечится Remedy, магией или физическим воздействием.
Charm — Герой атакует своих. Лечится физическим воздействием.
Berserk — Персонаж атакует наиболее близкого к нему героя и не реагирует на управление. Лечится магией.
Death Sentence — Персонаж умирает в течение трех ходов. Не лечится.
Don’t Move — Персонаж не может двигаться (но действовать может). Лечится магией.
Don’t Act — Персонаж не может предпринимать никаких действий (может только двигаться ). Лечится магией.
Petrify— Герой превращается в камень. Лечится Soft, Remedy или магией. В том случае, если все ваши юниты превращены в камень, игра заканчивается.
Oil — Героя обливают маслом, отчего он становится очень чувствителен к огненным атакам. Лечится Remedy или огненной атакой (горбатого могила исправит).
Toad — Возможно использование только одного класса магии Toad Black Magic. Лечится Maiden’s Kiss, Remedy или магией.
Chicken — Персонаж превращается в цыпленка и не может участвовать в сражении. Лечится магией. Если на момент окончания сражения проклятье не будет снято, то имеется большая вероятность того, что герой покинет вашу команду.
Undead — Герой получает увечья от попыток использовать предметы или магию, восстанавливающие здоровье. Лечится Holy Water.
Cannot Fight — Здоровье равно 0. Лечится Phoenix Down или магией. Может привести к смертельному исходу.
Так как FFT не уделяет практически никакого внимания ни одному аспекту RPG, кроме сражений, то и все остальные необходимые моменты представлены в игре схематично. На карте мира вы можете выбрать себе пункт назначения, подсвеченный одним из трех огоньков. Красный обозначает место, где доступна новая миссия или дополнительная информация, зеленый показывает места, где вы уже побывали, но все еще можете поучаствовать в случайном сражении. Синим же обозначены места, в которых можно найти бары, магазины, солдатские казармы и лавки с магическими принадлежностями.
Читайте далее:
Классы персонажей;
Миссии в Final Fantasy Tactics.
Похожие игры: