Звук в играх был не всегда. Давным-давно, когда большинство наших читателей еще и в планах не было, а их родители были совсем маленькими и только-только учились путешествовать пешком под известный предмет мебели, компьютерные игры уже существовали. Здоровенные площади в самых различных научных учреждениях занимали полупроводниковые монстры, служившие для того, чтобы вычислять траектории полета спутников-шпионов над картофельными полями государств-противников, измерять скорость деления холерного вибриона в стакане козьего молока, а также для того, чтобы гонять на этих самых чудесах кибернетики незатейливую вещицу под названием Space War. О самой первой в истории человечества компьютерной игре мы постараемся рассказать как-нибудь в следующий раз, сейчас лишь заметим, что SW была начисто лишена всякого музыкального сопровождения. Шли годы, с появлением Pong в самостоятельный класс отделились аркадные игрушки, из них стали расти приставочные… Компьютерная технология при этом постоянно совершенствовалась, причем во всех областях. Стало ясно, что для того, чтобы предупредить оператора о том, что по шпиону-сателлиту из ближайших зарослей лопухов запущена ракета, или о том, что превышена допустимая концентрация палочки Коха в молоке, необходим какой-то сигнал, лучше всего звуковой. Как только ученые мужи пришли к этому решению, все понеслось со скоростью снежной лавины, пробужденной где-нибудь в Гималаях громким чихом неосторожного горе-альпиниста.
Сначала PC-speaker (прозванный за характер издаваемых звуков), затем разнообразные Sound Blaster’ы, наступление эпохи мультимедиа, всевозможные индивидуальные звуковые чипсеты для приставок разной степени битности. Игры обрели сначала синтезированный звон, сипы и хрипы, а вскоре — цифровой звук FM- и CD-качества. Такие знаменательные сдвиги породили спрос на композиторов игровых мелодий, музыкантов-аранжировщиков, техников по звуку, и в конце концов внутри игровой индустрии возникла новая составляющая — музыкальная.
Трудно сказать, когда был издан первый игровой саундтрек. Еще в начале восьмидесятых некая американская поп-группа посвятила песенку такому герою, как намковский Pac-man. Звуковые сэмплы из Super Mario Brothers вставила в свою композицию группа Helloween (альбом 1994 года Master of The Ring). Но твердо можно утверждать, что диски с игровой музыкой, вышедшие отдельно от самой игры, дебютировали в Японии в середине восьмидесятых, долгое время являясь предметом внимания только очень задвинутых геймеров (лишь особый фанат выдержит полчаса восьмибитной какофонии). Постепенно ситуация улучшилась, и сейчас в Японии издаются диски с качественной музыкой практически ко всем игровым хитам. Особенно отличился работающий для Square талантливый композитор Нобуо Уемацу, умудрившийся выпустить более двадцати (на сегодняшний день) альбомов с оригинальной, аранжированной и ремикшированной музыкой Final Fantasy. Хотя Страна Падающей Йены в данном вопросе явно лидирует, в Новом и Старом свете положение тоже исправляется. Американец итальянского происхождения Томми Талларико порадовал поклонников двумя сборниками, куда вошли избранные композиции из Earthworm Jim, Robocop vs Terminator, MDK, Cool Spot. Упомянутый автор основал Tallarico Studios, где на заказ пишутся дорожки к играм разных фирм. Популярные исполнители тоже не оставили без внимания виртуальный мир: если в Quake вы нашпиговываете врагов гвоздями под гром творений Трента Резнора из Nine Inch Nails, то в Wipeout ваши электросани скребут борта трассы под аккомпанемент Chemical Brothers, Future Sound of London, Fluke и Prodigy. Даже в России замечены положительные сдвиги в сторону повышения степени профессионализма создаваемой игровой музыки: мелодии для «Русской рулетки» специально написаны и исполнены группой Crossroads.
И если исполнители с мировым именем не считают зазорным написать звуковую дорожку к компьютерной игре, то становится понятно: музыка также отделима от игр, как от кинофильмов или любых других современных видов развлечений. Надо признать, что уже давно были замечены случаи, когда хорошее музыкальное сопровождение вытягивает совершенно провальную в остальных отношениях игру.
Интересные факты о музыке в играх:
Interplay предложила Марку Сноу, автору музыки к телесериалам «Секретные материалы» и «Никита», поработать над саундтреком новой компьютерной игры Giants: Citizen Kabuto. Сноу ответил согласием.
Как сообщает gamespot.com, в записи музыки к аркадной гоночной игре Crazy Taxi от Sega принимают участие группы Offspring и Bad Religion.
Между прочим, музыкальное сопровождение к телевизионным рекламам нинтендовской Zelda 64 написал далеко небезызвестный композитор Бэзил Полидурис, знакомый нам своими кино-саундтреками, в частности для фильмов о Конане-варваре.
Похожие игры: