Очень-очень редко, наверное, один раз в 2-3 года, на ту или иную платформу выходит такая игра, которая моментально меняет все наши представления о том, что такое видеоигры и какую роль они могут играть в нашей повседневной жизни. Причем меняют они их настолько радикально, что полноценное осознание значения произошедшего приходит к нам лишь спустя определенное время. В свое время такой эпохальной игрой стал Resident Evil, который мы поначалу сравнивали с Alone in The Dark и в котором мы все находили целый ряд недостатков, которые якобы не давали ему права занять достойное место в списке самых значительных достижений, которых смогла добиться индустрия видеоигр. И только спустя некоторое время до всех нас дошло, что та еще далеко не самая совершенная игра на самом деле являлась по-настоящему эпохальным произведением, равного которому по своему эмоциональному воздействию и сегодня будет очень трудно найти. Второй же игрой на PlayStation, которой действительно удалось сделать с играми то же самое, если не больше, стал описываемый здесь проект Metal Gear Solid, который при первом знакомстве может показаться всего лишь еще одним, пусть и оригинальным, но все-таки довольно обычным боевиком, которых на PlayStation насчитывается просто невероятное количество. Однако стоит вам пройти эту игру до конца, переварить все то, что вы смогли ощутить во время ее прохождения, и вам сразу станет понятно, что только что вам посчастливилось прикоснуться не просто к очередной хорошей игре, а к нечто гораздо большему. Все дело в том, что описываемый здесь и знакомый уже наверное многим из вас Metal Gear Solid — это не просто тот шпионский боевик, который нам обещала в свое время сделать японская компания Konami. Эта игра, сразу замечу, не лишенная своих недостатков, является очень редким примером того, как можно из обычных полигонов, текстур, звуков, музыки и набора уровней сделать настоящее произведение искусства, которое по эмоциональному воздействию на игрока порой опережает и современную литературу, и современный кинематограф, и абсолютное большинство всех современных игр. Иными словами, именно Metal Gear Solid, как никакая другая игра, на сегодняшний день показывает то направление, в котором в дальнейшем будут развиваться знакомые нам игры. В них вы уже не встретите одной лишь глупой стрельбы и простого набора головоломок, как в каком-нибудь несчастном Tomb Raider’e. В них вы уже не встретите просто хорошей истории, прикрывающей пустоту игрового процесса, как в какой-нибудь Final Fantasy. И в них вы уже не будете просто тупо любоваться красотой и мощностью «движка», как в каком-нибудь Crash Bandicoot’e. Более того, после знакомства с Metal Gear Solid вы, надеюсь, поймете, что в действительно передовых играх сегодня уже недостаточно просто создать эффект присутствия и нужную атмосферу, как это было сделано несколько лет назад в том же Resident Evil. В играх уже недалекого будущего все эти четыре элемента будут гормонично дополнять друг друга и, в конце концов, дарить игрокам целый спектр различных ощущений, рождающих совершенно новое понимание сущности видеоигр. И первым примером такого подхода к созданию игр, в которых ни один из ее элементов (игровой процесс, графика, сюжет и атмосфера) уже не играет главенствующую роль, стал именно Metal Gear Solid, о котором в свете его недавнего выхода в Европе мы сегодня и поговорим. Но если все-таки постараться выделить из этого произведения одну, но самую яркую составляющую, то ей, несомненно, станет сюжет, в котором его создатели решили затронуть гораздо более серьезные и «взрослые» темы, чем в какой-нибудь другой видеоигре. Но они, слава Богу, не стали ограничиваться лишь этим. Все дело в том, что за созданием данной игры стоял теперь уже известный на весь мир Hideo Kojima, который вот уже на протяжении 10 лет с завидным постоянством пытался создавать игры, наделенные таким же богатым сюжетом, как и современное кино. И в этом он сумел преуспеть намного больше, чем все остальные. Однако тот факт, что до Metal Gear Solid и до выхода PlayStation этот талантливый дизайнер использовал в своих произведениях популярную в Японии рисованную графику, которая в глазах европейцев ( и не без особых стараний американской компании Disney) могла быть использована лишь для чего-то несерьезного и детского (согласитесь, при одном упоминании слова «мультфильм» в наших головах моментально возникает ассоциация с сериалом «Ну, погоди!» Или крокодилом Геной с Чебурашкой, но никак не с чем-либо серьезным и масштабным, нацеленным на более взрослую аудиторию), не один раз останавливал Konami от переводов его игр хотя бы на английский язык. Именно поэтому такой весь полигонный и трехмерный MGS и кажется нам сегодня чуть ли не первым его проектом, хотя до него в Японии от этого автора была выпущена еще пара-тройка не менее ярких игр, таких как Snatcher или Policenauts, не говоря уже об оригинальном Metal Gear. Так вот, сюжет этой игры является не просто взрослым в хорошем смысле этого слова, но и неимоверно глубоким и проработанным.
Итак, основной темой этой игры является та угроза ядерной войны, которая постоянно висит над нами вот уже на протяжении последних пятидесяти лет. Но эта проблема, в отличие, скажем, от большинства советских фильмов на эту тему, в MGS поставлена настолько филигранно и никогда не опускается до примитивизма типа «Миру — мир, нет войне!», что игрок вообще и не думает о том, что в данном проекте она хоть как-то была затронута. Он поначалу играет в обычный боевик с интересным фантастическим сюжетом, в котором в начале следующего века какая-то банда террористов захватила военную базу с хранящимся на ней шагающим роботом, начиненным ядерными зарядами, которые нам предстоит за определенное время обезвредить. И лишь под конец игры нам удается понять и, самое главное, до глубины души прочувствовать, что игра, собственно говоря, повествует нам совсем не об этом, а о том, что проблема ядерных вооружений, которая за последнее время настолько приелась, что ее и не замечаешь, на самом деле сегодня стоит так же остро и болезненно, как и 10, 20 или 50 лет назад. Кроме того, пройдя данную игру, мы «вдруг» остро осознаем всю ценность человеческой жизни, которая может быть отнята одним нажатием на курок, «внезапно» вспоминаем, что на свете имеются такие понятия, как любовь, преданность, чувство долга, предательство и просто обычная дружба, и что понятия добра и зла являются довольно относительными. Вы только на секунду представьте себе, что какая-то там видеоигра заставляет вас задуматься над такими серьезными проблемами, как, скажем, кто является большим врагом человечества — те военные, которые отдали приказ построить секретную базу по производству адских машин массового уничтожения или та группа несчастных террористов, которые, захватив эту базу, безнадежно пытаются дать свободу своему народу, возродить развалившуюся супердержаву (это о нашей стране, между прочим, идет здесь речь) или отомстить этим военным за то, что они создали их такими, как они есть. И все эти неимоверно сложные и неоднозначные проблемы были поставлены в MGS далеко не «в лоб», а как бы исподволь и, самое главное, были донесены до играющего в доступной форме простого боевика, в котором вроде бы кроме как о разрешении головоломок и о стрельбе больше ни о чем думать и не надо.
И как в любом хорошем боевике, в центре всех разворачивающихся событий в данной игре находится Герой — немолодой уже военный Solid Snake, бывший наемник и, как выясняется в конце игры, совсем и не человек. Именно ему и достается приказ обезвредить террористов, и именно с ним, с этим неоднозначным персонажем, вам и придется провести практически всю игру. Стоит сразу отметить, что и Solid Snake, и все остальные представленные в этой игре герои, будь то команда его помощников или основной костяк банды террористов, не выполняют роль простых статистов, тупо отдающих вам приказы или не менее тупо оказывающие вам сопротивление. Все до единого персонажа этой игры были наделены ее авторами своим неповторимым характером и собственной историей, которая также рассказывается нам по мере прохождения игры, вызывая в игроках совершенно определенные эмоции (одного мы сначала полюбим, другого возненавидим, третьего будем жалеть, а скажем, четвертого мы вообще не поймем). Иными словами, мир Metal Gear Solid наполнен далеко не простыми целями для уничтожения или зачтения цели миссий, а полноценными людьми, наделенными правдоподобным характером и имеющими свои сильные и слабые стороны.
Но не только своими героями и историей жива эта игра. Не менее важной причиной того, что она способна сказать на игрока такое сильное впечатление, является тот факт, что вся история была нанизана на великолепно сбалансированный, инновационный, да и просто интересный игровой процесс. Как было уже сказано выше, в MGS вам посчастливится на несколько часов стать настоящим секретным агентом, которому было дано задание незаметно пробраться на захваченную террористами базу, спасти заложников и в конце концов обезвредить ту ядерную боеголовку, которой пугает весь мир некая разношерстная банда международных террористов. Игра начинается с того, что вы попадаете совершенно безоружным на эту базу и с помощью своих мозгов (а также нескольких технических средств) пытаетесь пробраться в нее, оставшись незамеченным. Да, да, в этой игре тупой стрельбе по всем движущимся и не движущимся целям, знакомой нам по миллиону различных игр, авторы предоставили нам альтернативу в виде более серьезного, нацеленного на вдумчивое прохождение, игровой процесс. Безусловно, в один прекрасный момент вам все-таки удастся получить в свои руки как пистолет, так и пулемет с гранатами. Однако все эти средства массового поражения в этой игре играют довольно второстепенную роль и просто своим существованием немного облегчают вам жизнь. Гораздо более важную роль в прохождении MGS играет ваша смекалка, реакция, да и просто умение правильно оценить ситуацию и найти каждой проблеме наиболее безболезненное решение. И вот уже на эту основу авторы данного произведения наложили привычные нам головоломки, решение которых отнимет у вас немало времени. Но и тут создатели MGS пошли игроку на встречу, позволив ему периодически связываться со своим командованием, которое в любую минуту поможет вам разрешить любую сложную проблему, начиная от того, как убить того или иного босса, и заканчивая банальным разъяснением выданного вам задания. Кроме того, те же самые помощники расскажут вам о всех предметах, которые вы найдете на протяжении игры, объяснят вам, как ими пользоваться и когда, а также подскажут, если нужно, где их можно будет найти. Да и вообще, переговоры по рации со своими напарниками играют в MGS чуть ли не первостепенную роль. Ведь именно из них вы и узнаете как большую часть сюжета, так и сущность большей части участвующих в игре персонажей. Тем не менее, именно игровая часть данного произведения, как это ни печально, является, наверное, самой слабой стороной данного произведения. Несмотря на то что на той базе, на которую вы попадете, имеется целая куча различных секретов, облазить ее вдоль и поперек вам не составит большого труда уже с первого раза. Все дело в том, что, во-первых, эта база довольно мала по своим масштабам и насчитывает в себе не более 50 отдельных помещений (точную цифру я вам сказать не могу), а во-вторых, из-за того, что вся игра построена на сюжете, ее прохождение является довольно линейным. В результате этого, сыграв в игру всего один раз, во второй раз вы сможете ее безукоризненно пройти уже часа за два с половиной или даже меньше. И здесь не особенно помогает тот факт, что Konami в европейскую версию своей игры включила целых три различных уровня сложности.
С другой стороны, к графической стороне данного продукта будет довольно трудно придраться даже самым ярым ненавистникам PlayStation. Все уровни, выполненные разработчиками данной игры в полном 3D, являются невероятно красивыми и наполненными различными мелкими деталями. Все герои и враги были также выполнены практически безукоризненно, а про те видеоставки, с помощью которых Konami решила рассказать нам основную историю игры, можно вообще не упоминать. Скажу честно: никому, ни Square, ни Namco, не удавалось сделать Такие красивые и эмоционально насыщенные видеозаставки, причем созданные на самом движке игры. И только ради них я готов простить MGS любые его шероховатости.
Но на самом деле особых недочетов в данном продукте найти мне не удалось. Несомненно, когда ты играешь в эту игру, то то тут, то там какие-то мелочи немного расстраивают и отвлекают от получения удовольствия от игрового процесса. Однако стоит вам положить Metal Gear Solid на полку и обдумать то, во что вы только что играли, как вам моментально станет ясно, что другой такой игры на PlayStation просто нет. И действительно единственное, что может не дать вам получить максимум удовольствия от этого продукта, это тот факт, что без знания английского языка большую часть его великолепия вам не дано будет ощутить. Так что учите английский язык, который теперь не только сможет помочь вам в повседневной жизни, но и позволит получить неимоверное наслаждение от такого продукта, как Metal Gear Solid.
Жанр: Action
Издатель/Разработчик: Konami
Количество игроков: 1
Альтернатива: Syphon Filter, Final Fantasy VII
Смотреть видео из игры Metal Gear Solid (PC):
Похожие игры: