Одной из первых японских RPG для PlayStation упорно не везло с проникновением на англоязычный рынок. В далеком уже 1995 году, сертифицируя игры для выпуска в Штатах, недальновидный менеджмент SCEA ввел два драконовских запрета: никаких RPG и никаких двухмерных игр. Arc the Lad на долгие годы стала в США, простите за выражение, ludus non grata.
Когда же оглушительный успех Final Fantasy VII доказал, что ролевые игры востребованы американскими геймерами, и вынудил Sony пересмотреть подход к лицензированию проектов, никто не решился издать ни морально устаревшую Arc the Lad (далее AtL), ни ее продолжение. И только сейчас, по истечении шести лет с момента выхода в Японии первой игры, права на перевод и издание всего сериала получили чаши давние друзья компания Working Designs. Как и в случае с переизданием Lunar, оригинальные игры (Arc the Lad I-III и «побочная» Arc the Lad: Monster Arena) подверглись некоторой переработке. Кудесники на службе у Working Designs по многочисленным просьбам геймеров добавили альтернативную поддержку двух джойпадов и аналогового управления Dual Shock, увеличили число доступных ячеек сохранения на карте памяти (7 или 15 штук в зависимости от игры), за программировали часы, отсчитывающие игровое время, чуточку упростили и привели к общему виду интерфейс всех частей, облегчили навигацию в меню предметов, перемонтировали все CG-ролики в AtL I-II, сделав их более динамичными и переведя в 24-битный режим воспроизведения, добавили скринсейвер, включающийся в режиме паузы и предохраняющий телевизор от преждевременного выхода из эксплуатации. О персонажах и истории трех основных игр мы уже рассказывали, а сейчас давайте окинем взглядом полностью завершенную версию Arc the Lad Collection, поступившую в продажу.
Arc The Lad: Давным-давно, когда PlayStation была молодая…
В октябрьском номере журнала мой коллега Алексей «Full tanks» Ковалев поостерегся приписывать AtL к какому-либо подклассу жанра RPG. Уважая мнение собрата по перу, все же рискну и объявлю данную игрушку классическим приставочным образчиком стратегической JRPG. В духе сеговской Shining Force для 16-битного Мегадрайва. Сюжетная завязка, как обычно, незамысловата: юная жрица Кукуру (Kukuru) по незнанию освобождает демона, чем пользуется Коварный-Злодей-В-Плаще, а парнишка (lad) по имени Арк (Ark) оказывается «избранным» для вразумления демона и наведения мирового status quo. Подавляющая часть игрового времени проходит в сражениях, где вы передвигаете Арка и шестерых его подельников по экрану наподобие шахматных фигурок (у каждого свой радиус действия), выбираете тактику боя (атака, магия, защита, использование предмета) и увлеченно наблюдаете за … [эпитет по вкусу] результатами. Изредка на боевой карте будут объявляться сундуки, в которые для вас Провидение запрятало полезные предметы, точь-в-точь как в более поздней Final Fantasy Tactics. Расклад на редкость простой и позволяющий новичкам включиться в игру, не осваивая загодя пудовые талмуды руководств. Ни городов, ни магазинов, ни свободного брожения по карте мира тут вы не найдете.
Делайте скидки, господа.
В Японии AtL вышла летом 1995 года, оттого и графика здесь специфическая: «встретились два спрайта 24 х 24 пикселя, и давай плясать в три кадра». Признаем, за шесть лет двухмерные игры прошагали далеко вперед (дошагав аж до Valkyrie Profile и Tales of Destiny II), но следует заметить, что на PS one вполне успешно переиздавались престарелые ролевые хиты SNES. Уж Final Fantasy IV-VI и Chrono Trigger, при всей нежной любви к ним, точно выглядят послабее Arc the Lad. А еще Arc the Lad первая 2D JRPG, где озвучкой каждого персонажа занимался свой актер. А отдельные мелодии для игры сыграл Лондонский филармонический оркестр тот самый, с которым Ясунори Мицуда недавно записал саундтрек Xenosaga.
Первый блин он трудный самый.
Несмотря на явные улучшения по сравнению со старшими 16-битными сестрами по жанру, AtL совершенно не совершенная игра (^_^). Вроде бы и RPG, а коротенькая какая-то (проходится за 8-10 часов по первому же разу), простенькая (ни одного действительно крутого босса), да и концовка в аиле «продолжение следует» оставляет желать… Понятное дело, продолжения. Японские геймеры в свое время как пить дать возмущались: «это нечестно, нам впарили-куцый пилотный эпизод как полноценную игру!». Что касается англоязычного издания, то на сцене объявилась Working Designs, вся в белом, и заявила: «да вы берите, берите мы к нему еще две части и бонусов добавим!». И это правильный подход, нечего жмотиться. Ибо в качестве самостоятельной игры AtL не ахти что такое, зато как завязка серьезной саги она становится очень даже востребованной. Попытайтесь врубиться в «Вавилон 5» с середины… половина кайфа пропадет. Хорошо забытое старое Оригинальный прибамбас (Konami потом применила его в Suikoden I-II), добавляющий интереса игре возможность стартовать с сейва из финала первой части. При этом Арк и его компашка сохранят все накопленное и награбленное, включая уровни и спецприемы. Странно, что немногие современные RPG используют эту идею навскидку вспоминается только сериал Baldur’s Gate, да и тот для PC. Графика AtL II осталась на уровне предшественницы, но за время второго посещения мира вам, наконец, разрешат вдоволь на него налюбоваться. Каждый город выполнен в собственном стиле: тут вам египетский колорит, тут дух Востока, попадаются средневековые замки, индейские деревушки, и даже футуристические заводы и научные лаборатории. Стоит ли упоминать, что ласкающее ухо музыкальное сопровождение идеально соответствует локациям. Короче говоря, Arc the Lad II образцовая работа над ошибками. Единственный, с позволения сказать, «недостаток», это ее порой слишком уж завышенная сложность. Впрочем, многие геймеры наверняка посчитают элитные батальоны , крепких монстров самым что ни на есть настоящим достоинством, учитывая легкость, с которой проскакивалось большинство последних RPG.
Arc the Lad II: Замаливая грехи прошлого
Команда G-Craft Software решила, что блин блином вышибают и к ноябрю 1996 года представила на суд игроков продолжение истории. Где умудрилась исправить все недочеты/недостатки спорной первой части, равно как не испортила ее достоинства. Это прямой сиквел предыдущей игры, дающий четкие ответы на все вопросы, повисшие в воздухе после ее развязки.
Перестройка и новое мышление.
Первый парень на селе, Элк (Elk), сражается с двумя напастями: неприятелем на поле боя (он охотник за головами) и тяжким недугом, присущим половине героев JRPG амнезией. В поисках отхлынувших воспоминаний он рано или поздно напорется на Арка и компанию, да и других друзей себе заведет. Спасет мир, не без этого. К счастью, авторы решили обвешать свое творение традиционными ролевыми элементами: картой мира, массивными городами, полными магазинов с ломящимися от обилия итем’ов полками, гигантскими лабиринтами, в которых кто угодно ногу сломит. Нововведения удачно разнообразили оригинальный gameplay, , следа не оставляя от изрядной монотонности первой AtL. Бои остались теми же, только теперь монстров укладывает урезанный состав: пятеро героев. Разобрались и с продолжительностью приключений, японская версия игры проходится за 40-50 часов, без учета различных побочных мини-квестов. Резкоподскочила сложность, пройти AtL II как нож сквозь масло вряд ли удастся. В сети бродят душераздирающие легенды про финального босса, дескать, Ozma из FFIX перед ним прямо-таки пустое место. С Озм’ой сравнивать, положим, рановато, но все равно зверь-зверем, рвет всех в лоскуты. И вот здесь как нельзя кстати придется следующая хитрость.
Arc the Lad: Monster Arena.
В японском варианте этот диск, использующий ваши сейвы с накопленными монстрами из Arc the Lad II, назывался Monster Game with Casino Game. Ничтоже сумняшеся, азартную игру Working Designs напрочь вырезала, оставив только турнирную часть порядком напоминающую Pokemon Stadium, только без трехмерной графики N64. Порядка трех сотен доступных монстров, огромное количество боевых заклинаний и практически полное отсутствие сюжета еще сильнее приближают «Арену» к прародителю, обычным шахматам.
Arc the Lad III: Высшая точка эволюции
К октябрю 1999 года G-Craft волшебно мутировала в ARC Entertainment и обрадовала фэнов третьей серией эпопеи. Перед нами опять практически прямое продолжение прошлой игры, с добавленной в труппу шестеркой новых персонажей (действие происходит всего через несколько лет после событий AtL II). Попрежнему, сокрушение сил зла не терпит отлагательств, и, традиционно, рекомендуется пользоваться сейвом из предыдущей части дабы слегка подсластить жизнь своей вразумляющей армии.
Рокировка.
Особых экспериментов над боевым движком не ставили: продвинутые шахматы таковыми и остались. Авторы лишь отказались от «случайных встреч» с противником и чуть переработали возможность подчинять себе врагов, реализованную в AtL II. Вполне в духе времени (а точнее, моды), введена система карт в них можно превращать нападающих монстров. Через карты-то и активируются местные аналоги GF и Summon Beasts, слегка уступающие последним по силе, но сражающиеся на вашей стороне на протяжении всего боя. В отличие от предыдущих инкарнаций AtL, здесь основной квест поделен на обширные сценарии по несколько миссий в каждом (помните «главы» в FF Tactics?). Для упертых борцов со скукой предусмотрены мини-игры и любимые разработчиками побочные приключения, позволяющие разжиться супер-мега-оружием аккурат к тому моменту, когда надобность в нем уже отпала.
Ветерок перемен
Неумолимая поступь прогресса до основания сотрясла офисы ARC Entertainment, в связи с чем боевые сцены AtL III исполнены в какои-никакои, а w трехмерной графике. Примерно как Vandal~Hearts. Виртуальная камера получила возможность вертеться и фокусироваться на конкретном объекте, эта роскошная новация активно используется при показе заклинаний. Рисованные вручную «плиточные» фоны чередуются с «задниками», отрендеренными на компьютере, явно возросло общее количество спецэффектов на мегабайт дискового пространства. Хотя третья часть «Арка» не дотягивает до признанных образцов тогдашнего РРГстроения (красивейшая Xenogears вышла годом раньше), она опять-таки прекрасно укладывается в нишу «ностальгичесих релизов». Вместе с переизданиями Бдиаге’овской классики и обеими частями Lunar она найдет своего геймера, будьте спокойны. Остается только поблагодарить Working Designs за то, что упомянутая ниша время от времени пополняется добротными играми «старой закалки».
Жанр: стратегия/RPG
Издатель/Разработчик: SCE/G-Craft, ARC Entertainment
Количество игроков: 2
Альтернатива: Suikoden 1-2, Vandal Hearts 1-2, Kartia
Недавно решил окунуться в детство и нашел в кладовке старую, но рабочую Playstation первую. А также нашел игры для ps1, которые совесть не позволяла выкинуть или продать. Теперь сутками рублюсь в эти игры.
Похожие игры: